О принципе физического совершенства.

В 60-е годы 20 века Ф.Дрейк предложил для SETI "принцип технического совершенства" в радиофизике. Он считал, что, анализируя возможность связи с ВЦ, надо уделить основное внимание шумам фона, а шумы аппаратуры не следует принимать во внимание. Почему? Потому что с развитием радиотехники шумы аппаратуры могут быть сделаны меньше шумов фона, при этом дальнейшее совершенствование аппаратуры не имеет смысла.
Земная цивилизация достигла уровня "совершенства в радиофизике" очень быстро, в течение примерно 100 лет. Получается, что по космическим меркам цивилизация "мгновенно", скачком переходит из состояния полностью отсутствующей радиофизики к состоянию совершенной радиофизики. Также считается, что цивилизации с отсутствующей радиофизикой (не умеющие принимать и излучать радиоволны) не интересуют своих возможных партнеров по межзвездной связи, они как бы находятся ниже "порога интереса" для высокоразвитых ВЦ. Мне захотелось подумать, что будет, если расширить "принцип технического совершенства" на "принцип физического совершенства", т.е. умение цивилизации управлять материей.
Что я имею в виду. Обезьяна поднимет палку и попробует сбить ею банан, если не может дотянуться до него лапой. Питекантроп сделает себе грубый каменный топор и сошьет из шкур подобие туники. Человек неолита научился ткать, прясть и вязать, используя растительные волокна или шерсть животных, его орудия стали аккуратнее и удобнее в использовании. Чем дальше развивался древний человек, тем лучше он мог управлять материей, тем более тонко он был в состоянии ее обработать.
Оценим точность при изготовлении каменного топора в несколько миллиметров. Нити, из которых состоит ткань, имеют диаметр в доли миллиметра. Именно с этой точностью (доли миллиметра) мог управлять материей человек неолита. С развитием цивилизации вообще и техники в частности точность обработки материалов росла, люди управляли материей все лучше и лучше. Клинки, амфоры, шелк вместо грубого сукна, греческие скульптуры вместо грубо отесанных идолов, тонкие украшения, хлеб и колбаса вместо сорванного плода или куска мяса. Сейчас этот процесс продолжается. Современные исследователи изучают нанотрубки и фуллерены, изготовляют "искусственные атомы" и прочие навороты. Человечество самым активным образом стремится управлять материей все более и более тонко. В идеале мы сможем управлять материей на уровне отдельных атомов и молекул.
Цивилизацию, повсеместно освоившую управление материей на уровне отдельных атомов и молекул, назовем "Цивилизацией, достигшей физического совершенства" (ЦФС).
Какие следствия можно извлечь из этой посылки? Для начала, нанизывая, укладывая рядом строго определенные молекулы, мы сможем создавать уникальные материалы с заранее заданными свойствами. Поняв суть и сущность того, как самоорганизуются сложные молекулы, мы поймем суть и сущность жизни. Ну и что, скажете вы. Есть у нас сейчас легкие и прочные веревки, будут сверхлегкие и сверхпрочные. Будут удобные ткани, будут быстродействующие компьютеры. Будем мы лечить любые болезни. Что дальше? Если мы поймем, как функционирует материя на уровне отдельных молекул, если мы овладеем материей на уровне отдельных молекул (а мы УЖЕ подошли достаточно близко к этому), мы сможем во всех подробностях понять, как работает ДНК и как из неживого можно сделать живое. Как ребенок, выучивший все буквы и узнавший слова, научается писать и может грамотно записать СВОЮ СОБСТВЕННУЮ мысль, так и человечество сможет программировать и изготавливать организмы с заранее заданными свойствами. Это значит, мы сможем изготовить (не методом проб и ошибок, не методом случайных мутаций, когда из миллиона особей случайно получается одна с нужными свойствами, а сев и написав нужный геном подобно тому, как образованный человек пишет несколько фраз) - любое живое существо, чье существование не будет противоречить законам физики, химии и самоорганизации. Мы сможем создавать живые существа! А значит, мы сможем заселить планеты Солнечной системы искусственно созданной жизнью, жизнью, которая будет "заточена" непосредственно под условия этих планет.
Микробы, прекрасно себя чувствующие в условиях марсианских давлений и температур. "Воздушная кукуруза", цветущая в облаках Венеры. Медузы (если там нет своих собственных, конечно) для подледных океанов Европы и Ганимеда. Научившись писать на языке генов, мы (к тому времени) научимся и создавать сбалансированные экосистемы. Не просто "плесень для Марса", которая быстро вымрет с голоду, а "готовая экосистема Марса" со своими автотрофами, гетеротрофами и пищевыми цепочками.
Будем ли мы это делать? Не знаю. Я даже не знаю, дорастет ли человечество до такого уровня в управлении материей или самоуничтожится раньше. Но общая закономерность такова, что разум, достигнувший уровня, позволяющего управлять материей на уровне отдельных молекул и овладевший генетическим языком, способен вызвать ВЗРЫВНОЕ ВИДООБРАЗОВАНИЕ, причем видообразование осознанное и направленное. То, на что природе с ее случайностями и естественным отбором, закрепляющим удачные случайности, требуется десятки и сотни миллионов лет, разуму потребуется сотни и тысячи лет. Жизнь, стремящаяся распространиться везде, где только можно, с помощью разума начнет заселять самые необычные экологические ниши: ранее безжизненные планеты и само межпланетное пространство.
Ну а теперь самое интересное. Циолковский писал о зоофитах, существах, живущих непосредственно в космосе. От окружающего вакуума такое существо защищает гибкая, но газо- и водонепроницаемая оболочка. Оно поглощает солнечные лучи (с помощью хлорофилла или еще как-нибудь), кислород, возникающий при фотосинтезе, используется при дыхании. Фактически, такое существо является замкнутой мини-биосферой, для существования которой нужен только солнечный свет (или иная энергия) и информация, если это существо разумно. Можно представить себе миллионы и миллиарды таких зоофитов, парящих в пространстве вокруг Солнца или еще какой-нибудь звезды, имеющих разнообразные органы чувств, адекватных обстановке, и соединенные друг с другом в информационную сеть по типу Интернета (или каким-то другим более сложным способом). Можно даже представить себе следующую картину (разумеется, чисто умозрительную). Как мне кажется, довольно скучно все долгие годы (века?) своего существования наблюдать одну и ту же картину бесконечного космоса и парить в лучах одной и той же звезды, так что большинство зоофитов станут получать информацию не столько от внешнего мира, сколько друг от друга. По аналогии с Интернетом, можно представить их существование в разнообразных виртуальных мирах, настолько продуманных и тщательно разработанных, что они будут неотличимы от реального мира. Пока тело зоофита летит по своей траектории, его сознание может бродить по придуманным виртуальным Вселенным в придуманном же облике в компании других зоофитов, заниматься различными видами творчества, философскими размышлениями и диспутами, генетическими экспериментами или просто "человеческими" отношениями с себе подобными. И так же, как в нашем мире есть признанные шедевры литературы и живописи, так и в "мире зоофитов" могут быть признанные шедевры таких виртуальных миров, где будет жить и играть множество зоофитов. А с другой стороны, пара-тройка или десяток друзей могут сделать свой собственный виртуальный мир и "существовать" там, не общаясь с большинством, пока не им захочется этого общения.
Получается такая космическая Матрица, но без угнетения и рабства, с осознанием себя и свободой выбрать тот мир, который нравится, и на столько времени, на сколько нужно каждой разумной личности. Особенность этой конструкции в том, что творческий потенциал такой цивилизации, даже будучи огромным, весь уйдет вглубь, и виртуальность, в культуру и память этой цивилизации, и практически никак не проявится во внешнем мире. Внешне эта цивилизация может выглядеть как пояс астероидов, отличный от обыкновенного, "природного" пояса астероидов только близостью размеров своих составляющих (и то последнее не обязательно). И никаких "сфер Дайсона" и прочих чудес астроинженерной деятельности...
Ну а мы сами? Останемся ли мы людьми, овладев генетическим языком? Я думаю, искушение окажется слишком велико, и люди, изменяющие мир вокруг, захотят также изменить и себя. Возможно, не сразу, осторожно, деликатно и не всеми, но это будет сделано. Не только добиться физической красоты и здоровья, долголетия и прочих радостей. Но и изменить свое тело так, чтобы не бояться холода и жары, чтобы плавать под водой без акваланга и прочих приспособлений, чтобы видеть в других диапазонах и жить на других планетах. Не планеты изменять в мучительных усилиях терраформирования, а себя изменить так, чтобы условия на данной планете казались комфортными.
Как быстро цивилизация может добиться такого уровня своих возможностей? Не за 100 лет, конечно, как получилось с радиотехникой. Но в течение ближайших нескольких тысяч лет этот уровень будет достигнут - или человечество так или иначе перестанет существовать. Десятки (и даже сотни) тысяч лет по астрономическим меркам - очень короткий срок. А значит, фактически, цивилизации скачком переходят из состояния почти полного неумения управлять материей (как питекантропы) к состоянию технического и физического совершенства (ЦФС). Можно даже сказать, что цивилизация становится действительно разумной тогда и только тогда, когда достигает этого совершенства. С этой точки зрения мы - еще питекантропы в генной инженерии, только взявшие в неловкие загрубелые лапы первый каменный топор...